Цикл видеопоказов «Альтернативная история кино»
Видеопоказы проходят в лекционном зале «Института ПРО АРТЕ» в Петропавловской крепости по пятницам в 19.00 с ноября 2000 г. по май 2001 г. Стоимость входного билета — 20 руб.
Авторы-составители программы: Михаил Брашинский, Михаил Трофименков
Альтернативный взгляд на историю кино — взгляд со стороны, не из мейнстрима, а с маргиналий, не на мейнстрим, а на все остальное, «другое», если и менее популярное, то не обязательно менее важное кино — давно назрел. Кризис модернизма сделал переоценку приоритетов и авторитетов насущной, а кризис постмодернизма — неизбежной, а между тем, работа еще и не начиналась — ни в киноведческой литературе, ни в прокатной практике фестивалей и музеев кино. Цикл программ «Альтернативная история кино» не претендует на заполнение вакуума, но предлагает несколько «других» взглядов на различные аспекты (тенденции, персоналии, сферы тем) мирового киноискусства. На сезон 2000–2001 годов намечены следующие программы: «Шедевры “плохого“ кино» (классика культового кино, фильмы такие «плохие», что лучше не только всех средних, но и многих хороших), «Мужчины в юбках» (тема сексуальной трансгрессии, особенно актуальная в эпоху мутирующих идентичностей), «Боги и монстры» (мотив искусственного создания, от Голема до модема).
Программа I. Шедевры «плохого» кино (ноябрь–декабрь 2000 г.)
...
Программа II. Мужчины в юбках (январь–март 2001 г.)
Девяностые годы прошли под знаком Другого. Вопросы идентичности оказались центральными для культуры конца столетия. Мужчина в юбке — идеальный Другой, зависший между полами и ориентациями и потому особенно ценный, как знак вопроса перед любым фиксированным «я». Он обращается к нам с маргиналий культуры и общества. Он архетипическое меньшинство. Он ставит под сомнение один из последних оплотов ХХ века — пол — и развивает одну из наиболее актуальных тем последнего времени — тему трансгрессии и мутации. О том, как он это делает в разных исторических и культурных координатах — эта ретроспектива, составленная из фильмов культовых режиссеров прошлого и настоящего.
Программа III. Боги и монстры (апрель–май 2001 г.)
Проблема искусственного создания считается достоянием кинематографа ужасов. Это не совсем справедливо, хотя и объяснимо. Механическое творение, заявляющее о своем праве на человеческие эмоции и реакции, внушает страх, поскольку в чистом виде испытывает на прочность и креационистские, и антикреационистские концепции Вселенной. Оно разрушает системы координат, предполагающие наличие Творца и Творимого, демиурга и человека, живого и неживого. Недаром первым знаменитым искусственным существом, выведенным на экран немецким экспрессионизмом, стал глиняный Голем из каббалистической легенды. Именно он — непосредственный предшественник компьютера HAL («Космическая одиссея» Стэнли Кубрика), репликантов Ридли Скотта или «Матрицы». Иногда кажется, что многими научными свершениями конца ХХ века мы обязаны тому, что их авторы с детства «болели» за доктора Франкенштейна.
Видеопоказы сопровождаются лекциями и дискуссиями.
|